Эксперты продолжают разбирать новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №161. В предыдущей статье – о составе программ и показателях.
Павел КАРАСТЕЛИН, Председатель совета Союза энергосервисных компаний
Анастасия ЕФРЕМОВА, главный юрисконсульт Союза энергосервисных компаний
Целевые уровни снижения потребления
Статья 24 федерального закона №261-ФЗ установлено требование снижения государственным (муниципальным) учреждением в сопоставимых условиях:
суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Принятыми во исполнение нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 (далее – постановление №1289), приказом Минэкономразвития России от 15.07.2020 N 425 (далее – методические рекомендации), предусмотрены требования и методические рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды (далее – энергетических ресурсов и воды).
Ч. 6 постановления №1289, определено, что целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с Методическими рекомендациями, в том числе на основании результатов проведенных энергетических обследований и данных деклараций о потреблении энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 7 – 8 постановления №1289, достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций. Организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов.
Для определения целевого уровня снижения энергетических ресурсов и воды, в соответствии с Методическими рекомендациями, главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) рекомендуется осуществлять следующие действия:
При этом определение потенциала снижения потребления ресурсов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что целевой уровень снижения в понимании постановления №1289, не является целевым показателем в понимании постановления №161. Тем не менее, эти 2 постановления связаны между собой.
Для определения целевого уровня снижения потребления каждого ресурса необходимо рассчитать удельный годовой расход потребления каждого ресурса в базовом году, который в свою очередь рассчитывается, исходя из объема потребления ресурса.
При этом соответствующие целевые показатели присутствуют в числе обязательных в постановлении №161 (п.23):
А также в числе дополнительных целевых показателей (п.27):
При этом, согласно п.16 постановления №161, значения целевых показателей должны отражать, в том числе, сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах.
Таким образом, выполнение требований снижения целевого уровня потребления ресурсов государственными (муниципальными) учреждениями коррелирует с требованием достижения целевых показателей в государственном секторе, установленных программой. Иными словами, за счет выполнения требований снижения целевого уровня потребления ресурсов будет «закрываться» выполнение части программы (в гос.секторе). Также это означает, что программа должна учитывать требования снижения целевого уровня потребления ресурсов, установленные ГРБС, т.е. вышеуказанные целевые показатели должны быть установлены исходя из установленных ГРБС требований.
Разбор кейсов – программы Москвы и Санкт-Петербурга
Для наглядности вышеприведенного изложения возьмем в качестве примера принятые в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности правительственные акты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (любые материалы использованы исключительно из открытых источников информации).
Открыть таблицу 3 в формате pdf
Необходимые доработки подпрограмм для приведения в соответствии с постановлением №161 можно представить (для наглядности) в виде следующей таблицы:
Открыть таблицу 4 в формате pdf
Как видно из представленной таблицы, обе государственные программы в целом и подпрограммы по энергосбережению похожи, имеют ряд общих проблем в плане актуализации в целях приведения в соответствии с постановлением №161.
Однако подпрограмма гор. Москвы требует пересмотра и актуализации в целом, в связи с выходом новых нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, поскольку отсутствует учет ранее принятых документов стратегического планирования, в отличие от аналогичной программы энергосбережения Санкт-Петербурга (например, распоряжения Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года», Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 703-р, постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»).
Если рассматривать подпрограммы в целом, то можно увидеть, что ни одна из них не обладает целостностью, завершенностью, как того требует постановление №161, отсутствует упор на внебюджетное финансирование, которое все более играет важную роль в энергосбережении, отсутствует четкость в понимании целей, задач, приоритетов развития во взаимосвязи с достижением целевых показателей, отсутствует увязка с целевым уровнем снижения (постановление №1289).
Таким образом, после принятия Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (проект приказа (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/04-21/00115439), необходимо осуществить корректировку программ Москвы и Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для обеспечения соответствия постановлению №161.
Источник: energiavita.ru