Разбор новых требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения - 2 часть

19 июня 2021 г., суббота

Эксперты продолжают разбирать новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №161. В предыдущей статье – о составе программ и показателях.

Павел КАРАСТЕЛИН, Председатель совета Союза энергосервисных компаний

Анастасия ЕФРЕМОВА, главный юрисконсульт Союза энергосервисных компаний

Целевые уровни снижения потребления

Статья 24 федерального закона №261-ФЗ установлено требование снижения государственным (муниципальным) учреждением в сопоставимых условиях:

суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Принятыми во исполнение нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289 (далее – постановление №1289), приказом Минэкономразвития России от 15.07.2020 N 425 (далее – методические рекомендации), предусмотрены требования и методические рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды (далее – энергетических ресурсов и воды).

Ч. 6 постановления №1289, определено, что целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с Методическими рекомендациями, в том числе на основании результатов проведенных энергетических обследований и данных деклараций о потреблении энергетических ресурсов.

В соответствии с частями 7 – 8 постановления №1289, достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций. Организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов.

Для определения целевого уровня снижения энергетических ресурсов и воды, в соответствии с Методическими рекомендациями, главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) рекомендуется осуществлять следующие действия:

  1. определять базовый год, по отношению к показателям которого осуществляется определение потенциала снижения потребления ресурсов и целевого уровня снижения потребления ресурсов; определять потенциал снижения потребления ресурсов каждого государственного (муниципального) учреждения, находящегося в их ведении (по каждому виду ресурсов, для каждого здания);
  2. определять целевой уровень снижения потребления ресурсов государственного (муниципального) учреждения на трехлетний период (2021 – 2023 гг. и последующие трехлетние периоды) в сопоставимых условиях; устанавливать государственному (муниципальному) учреждению целевой уровень снижения потребления ресурсов на трехлетний период (2021 – 2023 гг. и последующие трехлетние периоды) и с его учетом осуществлять составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

При этом определение потенциала снижения потребления ресурсов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. определяется функционально-типологическая группа, к которой принадлежит объект (здание, сооружение, помещение общественного назначения) (по соответствующим таблицам Методических рекомендаций); определяются все потребляемые на объекте ресурсы (на основании данных приборов коммерческого учета);
  2. рассчитывается удельный годовой расход каждого ресурса в базовом году (по формулам, приведенным в Методических рекомендациях);
  3. удельный годовой расход потребления каждого ресурса в базовом году приводится к сопоставимым условиям (по формулам, приведенным в Методических рекомендациях);
  4. определяется потенциал снижения потребления каждого ресурса (по формулам и таблицам, приведенным в Методических рекомендациях).

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что целевой уровень снижения в понимании постановления №1289, не является целевым показателем в понимании постановления №161. Тем не менее, эти 2 постановления связаны между собой.

Для определения целевого уровня снижения потребления каждого ресурса необходимо рассчитать удельный годовой расход потребления каждого ресурса в базовом году, который в свою очередь рассчитывается, исходя из объема потребления ресурса.

При этом соответствующие целевые показатели присутствуют в числе обязательных в постановлении №161 (п.23):

  • удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (Гкал/м2);
  • удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (кВт·ч/м2);
  • удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (Гкал/м2);
  • удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (кВт·ч/м2);
  • объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды государственным (муниципальным) учреждением (т, м3, Гкал, кВт·ч).

А также в числе дополнительных целевых показателей (п.27):

  • удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
  • удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
  • удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
  • удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
  • удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека).

При этом, согласно п.16 постановления №161, значения целевых показателей должны отражать, в том числе, сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах.

Таким образом, выполнение требований снижения целевого уровня потребления ресурсов государственными (муниципальными) учреждениями коррелирует с требованием достижения целевых показателей в государственном секторе, установленных программой. Иными словами, за счет выполнения требований снижения целевого уровня потребления ресурсов будет «закрываться» выполнение части программы (в гос.секторе). Также это означает, что программа должна учитывать требования снижения целевого уровня потребления ресурсов, установленные ГРБС, т.е. вышеуказанные целевые показатели должны быть установлены исходя из установленных ГРБС требований.

Разбор кейсов – программы Москвы и Санкт-Петербурга

Для наглядности вышеприведенного изложения возьмем в качестве примера принятые в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности правительственные акты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (любые материалы использованы исключительно из открытых источников информации).

Открыть таблицу 3 в формате pdf

Необходимые доработки подпрограмм для приведения в соответствии с постановлением №161 можно представить (для наглядности) в виде следующей таблицы:

Открыть таблицу 4 в формате pdf

Как видно из представленной таблицы, обе государственные программы в целом и подпрограммы по энергосбережению похожи, имеют ряд общих проблем в плане актуализации в целях приведения в соответствии с постановлением №161.

Однако подпрограмма гор. Москвы требует пересмотра и актуализации в целом, в связи с выходом новых нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, поскольку отсутствует учет ранее принятых документов стратегического планирования, в отличие от аналогичной программы энергосбережения Санкт-Петербурга (например, распоряжения Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года», Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 703-р, постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»).

Если рассматривать подпрограммы в целом, то можно увидеть, что ни одна из них не обладает целостностью, завершенностью, как того требует постановление №161, отсутствует упор на внебюджетное финансирование, которое все более играет важную роль в энергосбережении, отсутствует четкость в понимании целей, задач, приоритетов развития во взаимосвязи с достижением целевых показателей, отсутствует увязка с целевым уровнем снижения (постановление №1289).

Таким образом, после принятия Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (проект приказа (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/04-21/00115439), необходимо осуществить корректировку программ Москвы и Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для обеспечения соответствия постановлению №161.

Источник: energiavita.ru

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International