Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.
Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компаний
Анастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компаний
Естественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст.14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.
Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения
Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:
При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.
Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.
В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.
Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.
Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.
Изменения в перечне мероприятийВ части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.
Открыть таблицу 1 в формате pdf
Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п.14 постановления № 161), часть – в обязательные (п.13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):
В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п.11 постановления №161), в частности:
Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п.13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.
Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.
Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч.6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.
Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п.13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.
При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.
Целевые показателиЦелевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п.20 постановления №161) и дополнительные (п.27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.
Открыть таблицу 2 в формате pdf
Из представленной таблицы видны следующие изменения:
Сами целевые показатели также подверглись корректировке.
В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п.27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.
В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.
В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.
Источник: https://energiavita.ru