О государственно-частном партнерстве по внедрению механизма реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере путем заключения энергосервисных контрактов

Предпосылки использования механизмов ГЧП в бюджетном секторе
 
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» бюджетные учреждения обязаны провести энергетические обследования, реализовать программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с тем, чтобы обеспечитьсокращение потребления энергоресурсов до 2015 года на 15 процентов.
Аудит эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов, проведенный в 2010 г. Счетной палатой РТ при участии ЦЭТ РТ при КМ РТ в государственных учреждениях Республики Татарстан подтвердил, что учреждения не готовы к выполнению поставленных задач. Ключевыми проблемами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных учреждениях являются отсутствие квалифицированных специалистов в области энергоменеджмента и финансового обеспечения энергосберегающих мероприятий.
В то же время, в соответствии с требованиями Закона субъекты Российской Федерации обязаны обеспечить реализацию принятых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности не зависимо от наличия квалифицированных энергоменеджеров в государственных учреждениях и достаточных средств в бюджете.
В условиях дефицита бюджетов всех уровней необходимо изменить подходы к финансированию программ энергоресурсоэффективности на основе сочетания бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов. Так как энергосбережение само по себе экономически эффективно, то реализация энергосберегающих проектов возможна за счет привлеченных средств, но при государственной поддержке.
В бюджетной сфере не действуют рыночные механизмы стимулирования энергосбережения, прямое бюджетное финансирование энергосберегающих проектов ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Государственным учреждениям сложно самостоятельно получать кредиты. Одним из механизмов внебюджетного финансирования энергосберегающих проектов является энергосервис. Такая модель повышения энергоэффективности в государственных учреждениях представляется оптимальной.
В России до настоящего времени не было спроса на энергосервис в государственных учреждениях, поэтому нет опыта такого вида деятельности. Многочисленные организации, называющие себя энергосервисными, фактически работают на основе договоров строительного подряда, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к энергосервисным контрактам.
В настоящее время, в Республике Татарстан, при методической и консультационной поддержке ЦЭТ РТ при КМ РТ ведется подготовка к реализации демонстрационного проекта по внедрению инновационного механизма реализации энергосберегающих мероприятий путем заключения энергосервисных контрактов в государственных учреждениях, определенных в качестве пилотных в рамках Федеральной программы «Энергоэффективность в социальной сфере».
Поскольку в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении государственные учреждения обязаны пройти энергетические обследования, первоочередным шагом при подготовке проекта является проведение при государственной поддержке энергетических обследований государственных учреждений, определенных в качестве пилотных для реализации демонстрационного проекта.
По результатам проведенных энергетических обследованийорганы государственной власти республикисовместно с энергосервисными компаниями и заинтересованными кредитными организациями уточнят формы государственно-частного партнерства (ГЧП), объемы и механизмы финансирования проектов и суммы возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на оказание энергосервисных услуг.
Реализация демонстрационных проектов позволит выявить возможности и препятствия практической реализации и разработать методические рекомендации для тиражирования энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях путем заключения энергосервисных контрактов.
ГЧП по внедрению механизма реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере путем заключения энергосервисных контрактов позволит:
  • превратить энергосбережение в бюджетных учреждениях в устойчивый бизнес, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере;
  • избавить бюджетные учреждения от несвойственных им функций по разработке и реализации долгосрочных инвестиционных проектов и энергоменеджменту;
  • провести модернизацию энергопотребления в бюджетной сфере без дополнительных расходов бюджета или снизить затраты на реализацию энергосберегающих проектов в бюджетных учреждениях;
  • повысить эффективность расходования бюджетных средств, путем обеспечения эффективного управления закупками энергоресурсов.
Необходимо устранить барьеры в использовании ГЧП при реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, схем внебюджетного финансирования, которое должно стать одним из основных источников финансирования энергосберегающих проектов.
 
Законодательная база энергосервиса
 
Законом об энергосбережении и соответствующими подзаконными актами созданы основы нормативной правовой базы энергосервиса.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 636 от 18 августа 2010 г. установлены требования к условиям энергосервисного контракта.
Для того чтобы государственные учреждения могли заключать энергосервисные контракты на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, поправкой внесенной в Бюджетный кодекс РФ им предоставлено такое право. Кроме того, с принятием поправок, расходы на оплату таких контрактов планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов. Министерство финансов РФ своим письмом рекомендовало учитывать это при планировании бюджетных ассигнований. Для бюджетных учреждений с 1 января 2011 года обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по энергосбережению, так и направления указанной экономии, в том числе на оплату услуг по энергосервисным договорам.
Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» предусмотрены механизмы государственной поддержки энергосервиса, в частности,  субъектам РФ в целях стимулирования заключения энергосервисных договоров государственными (муниципальными) учреждениями рекомендуется оказывать государственную поддержку путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на оказание энергосервисных услуг.
Указом Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г., постановлениями Правительства РФ № 541 и №542 от 26 июля 2010 г. введены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической. Постановлением Правительства РФ №1225 от 31 декабря 2009 г. в перечень целевых показателей в области энергосбережения включен показатель - доля государственных заказчиков, которыми заключены энергосервисные контракты.
В соответствии с Федеральной программой энергосбережения, доля бюджетных учреждений, заключивших энергосервисные контракты в 2010 г. должна составить 1%, в 2011 г. - 4%. То есть, в бюджетной сфере, например Республики Татарстан уже в 2011 г. должно быть заключено свыше 100 энергосервисных контрактов.
К сожалению, до сих пор нет достаточного понимания сути энергосервисных контрактов, поэтому отдельные положения подзаконных актов противоречат Закону об энергосбережении.
 
Выводы и предложения
Одним из механизмов внебюджетного финансирования энергосберегающих проектов является энергосервис.
Федеральным законом 261-ФЗ «Об энергосбережении…» и соответствующими подзаконными актами созданы основы нормативной правовой базы энергосервиса.
Из-за отсутствия отработанного механизма финансирования в России отсутствуют организации готовые работать по энергосервисным контрактам.
Реализация демонстрационного проекта в медицинских учреждениях, определенных в качестве пилотных в рамках Федеральной программы «Энергоэффективность в социальной сфере» позволит выявить возможности и препятствия практической реализации механизма реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере путем заключения энергосервисных контрактов.
Необходимо создать энергосервисные компании при министерствах РТ и оказывать им государственную поддержку путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на оказание энергосервисных услуг подведомственным бюджетным учреждениям.
 
Финансирование энергосбережения
Европейски банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявляет о готовности предоставить финансирование для реализации пилотных проектов, в т.ч. через создание региональных револьверных фондов
На переговорах по подготовке предложений о сотрудничестве 18 мая 2011 г. ЕБРР предложил создать такой фонд в РТ с вкладом ЕБРР и Международной финансовой корпорации  до 60%.
Пример создания и функционирования такого Фонда:
В 2007 г. ЕБРР предоставил кредит €7 млн. фонду энергосервиса в Болгарии.
Фонд создан и управляется строительной компанией «Энемона», которая разработала портфель энергосервисных контрактов с бюджетными организациями (больницы, школы и т.п.) в Болгарии.
Фонд выкупает у компании «Энемон» будущие денежные потоки по заключенным энергосервисным контрактам, т.е. высвобождает оборотный капитал «Энемона» для осуществления новых проектов.
Первоначальный капитал фонда ~€12млн, включая кредит ЕБРР €7млн.
Представляется необходимым создать такой Фонд в Республике Татарстан. Создание Фонда энергосбережения предусмотрено Программой энергосбережения и о повышения энергетической эффективности Республики Татарстан.
Яндекс.Метрика

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 19:59

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International