Механизм энергосервиса в ГМТ

В рамках реализации государственной программы Республики Татарстан «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы» (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013г. №283) за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан Центр участвовал в проведении мероприятий по переводу транспортных средств государственных учреждений Республики Татарстан на газомоторное топливо. На территории Республики Татарстан осуществляют деятельность ряд организаций, имеющий пункты переоборудования автотранспортных средств на газомоторное топливо. За период 2016-2017 годы Центром собрана статистика по стоимости переоборудования ТС, стоимости эксплуатационных затрат, количеству перевода ТС на ГМТ.

Для оценки возможного заключения энергосервисных договоров в рамках переоборудования автотранспортных средств на ГМТ рассмотрим эффективность применения механизма энергосервисных договоров при переоборудовании транспортных средств на газомоторное топливо для юридических и физических лиц.

1. Юридические лица

Для анализа рассмотрим пример на трех транспортных средствах (ТС): один легковой и два легко-грузового (малый коммерческий) транспорта, причем один из них имеет дизельный двигатель, с соответствующим среднегодовым пробегом (табл. 1).

Таблица 1 

Вид ТС Тип двигателя ТС Удельный расход топлива (бензин / дизель), литров на 100 км Удельный расход метана, 1 куб. метана на 100 км* Среднегодовой пробег, км
Легковой Бензин 11 11 20 000
Грузовой Бензин 18 18 25 000
Грузовой

Дизель

15 15** 35 000

* Согласно заключению экспертов ППТО, удельный расход метана равен удельному расходу потребляемого вида топлива на 100 км.

** Согласно заключению экспертов ППТО, при переоборудовании ТС на систему «газ-дизель» расход топлива осуществляется по схеме 70 % дизельного топлива и 30 % метана.

С учетом средней стоимости топлива: бензин АИ-92 – 35,9 руб./литр; дизельное топливо – 36,5 руб./литр; метан – 13,0 руб./куб. метр, стоимость одного километра пробега ТС составит:

Таблица 2

Вид ТС Стоимость 1 литра топлива (бензин / дизель), руб. Стоимость 1 км пробега на бензине / дизеле, руб. Стоимость 1 куб. метра метана, руб. Стоимость 1 км пробега на метане, руб.
Легковой 35,9 3,95 13,0 1,43
Грузовой (бензин) 35,9 6,46 13,0 2,34
Грузовой (дизель) 35,9 5,48 13,0 4,42

Планируемая экономия денежных средств в год составит: для легкового ТС – 50 380 руб.; для грузовой ТС (бензин) – 103 050 руб.; для грузовой ТС (дизель) – 37 012,50 руб.

Расчет стоимости переоборудования ТС с учетом предоставляемой субсидии согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2016 № 90 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение недополученных доходов при переводе транспортных средств на газомоторное топливо (метан)» представлен в табл. 3.

Таблица 3

Вид ТС Стоимость установки, руб. Размер предоставляемой субсидии при переводе ТС на газомоторное топливо, руб. Стоимость оформления внесения изменений в конструкцию ТС в ГИБДД, руб. Стоимость установки и оформления документов с учетом представляемой субсидии, руб.
Легковой 90 000 27 000 2 100 65 100
Грузовой (бензин) 125 000 37 500 2 550 90 050
Грузовой (дизель) 273 000 48 000 2 550 227 550
Простой срок окупаемости затрат на переоборудования ТС составляет: для легкового ТС – 1,3 года; для грузового ТС (бензин) – 0,9 года; для грузового ТС (дизель) – 6,1 года. При условии годового пробега ТС в размере 20 000, 25 000 и 35 000 км соответственно.

Для расчета эффективности использования механизма энергосервисного договора при переоборудовании ТС на газомоторное топливо используем следующие допущения:

Планируемый средний срок эксплуатации ТС: для легковой автомобиля – 7 лет, для грузового автомобиля (бензин) – 9 лет, для грузового автомобиля (дизель) – 10 лет. Срок действия энергосервисного договора составляет 2 года, 2 года и 7 лет соответственно.

Расчет эффективности представлен в табл. 4.

Таблица 4

Вид ТС Планируемый срок эксплуатации автомобиля, лет Срок действия договора, лет Расходы владельца на период действия договора, руб. Расходы владельца на бензин / дизельное топливо в период эксплуатации ТС, руб. Расходы владельца на метан / "газ-дизель" в период после окончания действия договора по срок эксплуатации ТС, руб. Экономия денежных средств владельца в период эксплуатации ТС, руб.
Легковой 7 2 157 960 552 860 143 000 251 900
Грузовой (бензин) 9 2 323 100 1 453 950 409 500 721 350
Грузовой (дизель) 10 7 1 341 375 1 916 250 463 837,5 111 038
Вывод

Как показывают расчеты, целесообразность применения механизма энергосервисного контракта оправдана:

- для легковых автомобилей с годовым пробегом не менее 20 тыс км или 55 км ежедневно,

- для грузового транспорта с бензиновым двигателем с годовым пробегом не менее 25 тыс км или 68 км ежедневно.

При принятии решения о переоборудовании ТС с дизельным двигателем на газомоторное топливо, необходимо учитывать среднегодовой пробег и планируемый срок эксплуатации ТС. Наиболее рентабельным перевод ТС с дизельным двигателем на газомоторное топливо будет при среднегодовом пробеге более 35 000 км или 96 км ежедневно.

2 Физические лица

Для физических лиц в пунктах переоборудования и технического осмотра ТС существуют предложения от банков-партнеров, а именно, программа «10‑10‑10». Данная программа предусматривает: 10 % – первоначального взноса, 10 месяцев – оплата по 10% от суммы и 10 % – переплата по кредитному договору.

По статистике, в среднем, по результатам опроса организаций, занимающихся переоборудованием ТС, в пункты переоборудования обращаются и переводят свой автотранспорт 10-15 человек ежемесячно. Что составляет 80-120 транспортных средств ежемесячно или 960-1440 ежегодно.

Ниже представлен расчет итоговой стоимости переоборудования ТС на ГМТ по программе банков–партнеров.

Таблица 5

Вид ТС Стоимость установки и оформления документов с учетом представляемой субсидии, руб. Первоначальный взнос (10 %), руб. Размер платежа в месяц, в течение 10 месяцев, руб. Размер переплаты по кредитному договору, руб. Итоговая стоимость переоборудования по кредитному договору, руб.
Легковой 65 100 6 510 6 510 6 510 71 610
Грузовой (бензин) 90 050 9 005 9 005 9 005 99 055
Грузовой (дизель) 227 550 22 755 22 755 22 755 250 305

Сопоставив расходы владельца ТС на период действия энергосервисного договора (таблица 4) и  размер переплаты по кредитному договору (таблица 5), можно сделать вывод об экономической нецелесообразности применения механизма энергосервисного договора для физического лица.

 

Последнее обновление: 11 октября 2018, 16:55

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования