Механизм энергосервиса в ГМТ

В рамках реализации государственной программы Республики Татарстан «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы» (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013г. №283) за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан Центр участвовал в проведении мероприятий по переводу транспортных средств государственных учреждений Республики Татарстан на газомоторное топливо. На территории Республики Татарстан осуществляют деятельность ряд организаций, имеющий пункты переоборудования автотранспортных средств на газомоторное топливо. За период 2016-2017 годы Центром собрана статистика по стоимости переоборудования ТС, стоимости эксплуатационных затрат, количеству перевода ТС на ГМТ.

Для оценки возможного заключения энергосервисных договоров в рамках переоборудования автотранспортных средств на ГМТ рассмотрим эффективность применения механизма энергосервисных договоров при переоборудовании транспортных средств на газомоторное топливо для юридических и физических лиц.

1. Юридические лица

Для анализа рассмотрим пример на трех транспортных средствах (ТС): один легковой и два легко-грузового (малый коммерческий) транспорта, причем один из них имеет дизельный двигатель, с соответствующим среднегодовым пробегом (табл. 1).

Таблица 1

Вид ТС

Тип двигателя ТС

Удельный расход топлива (бензин / дизель), литров на 100 км

Удельный расход метана, 1 куб. метана на 100 км*

Среднегодовой пробег, км

Легковой

Бензин

11

11

20 000

Грузовой

Бензин

18

18

25 000

Грузовой

Дизель

15

15**

35 000

 

* Согласно заключению экспертов ППТО, удельный расход метана равен удельному расходу потребляемого вида топлива на 100 км.

** Согласно заключению экспертов ППТО, при переоборудовании ТС на систему «газ-дизель» расход топлива осуществляется по схеме 70 % дизельного топлива и 30 % метана.

С учетом средней стоимости топлива: бензин АИ-92 – 35,9 руб./литр; дизельное топливо – 36,5 руб./литр; метан – 13,0 руб./куб. метр, стоимость одного километра пробега ТС составит:

Таблица 2

Вид ТС

Стоимость 1 литра топлива (бензин / дизель), руб.

Стоимость 1 км пробега на бензине / дизеле, руб.

Стоимость 1 куб. метра метана, руб.

Стоимость 1 км пробега на метане, руб.

Легковой

35,9

3,95

13,0

1,43

Грузовой (бензин)

35,9

6,46

13,0

2,34

Грузовой (дизель)

36,5

5,48

13,0

4,42

 

Планируемая экономия денежных средств в год составит: для легкового ТС – 50 380 руб.; для грузовой ТС (бензин) – 103 050 руб.; для грузовой ТС (дизель) – 37 012,50 руб.

Расчет стоимости переоборудования ТС с учетом предоставляемой субсидии согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2016 № 90 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение недополученных доходов при переводе транспортных средств на газомоторное топливо (метан)» представлен в табл. 3.

Таблица 3

Вид ТС

Стоимость установки, руб.

Размер предоставляемой субсидии при переводе ТС на газомоторное топливо, руб.

Стоимость оформления внесения изменений в конструкцию ТС в ГИБДД, руб.

Стоимость установки и оформления документов с учетом представляемой субсидии, руб.

Легковой

90 000

27 000

2 100

65 100

Грузовой (бензин)

125 000

37 500

2 550

90 050

Грузовой (дизель)

273 000

48 000

2 550

227 550

 

Простой срок окупаемости затрат на переоборудования ТС составляет: для легкового ТС – 1,3 года; для грузового ТС (бензин) – 0,9 года; для грузового ТС (дизель) – 6,1 года. При условии годового пробега ТС в размере 20 000, 25 000 и 35 000 км соответственно.

Для расчета эффективности использования механизма энергосервисного договора при переоборудовании ТС на газомоторное топливо используем следующие допущения:

Планируемый средний срок эксплуатации ТС: для легковой автомобиля – 7 лет, для грузового автомобиля (бензин) – 9 лет, для грузового автомобиля (дизель) – 10 лет. Срок действия энергосервисного договора составляет 2 года, 2 года и 7 лет соответственно.

Расчет эффективности представлен в табл. 4.

Таблица 4

Вид ТС

Планируемый срок эксплуатации автомобиля, лет

Срок действия договора, лет

Расходы владельца на период действия договора, руб.

Расходы владельца на бензин / дизельное топливо в период эксплуатации ТС, руб.

Расходы владельца на метан / "газ-дизель" в период после окончания действия договора по срок эксплуатации ТС, руб.

Экономия денежных средств владельца в период эксплуатации ТС, руб.

Легковой

7

2

157 960

552 860

143 000

251 900

Грузовой (бензин)

9

2

323 100

1 453 950

409 500

721 350

Грузовой (дизель)

10

7

1 341 375

1 916 250

463 837,5

111 038

Вывод

Как показывают расчеты, целесообразность применения механизма энергосервисного контракта оправдана:

- для легковых автомобилей с годовым пробегом не менее 20 тыс км или 55 км ежедневно,

- для грузового транспорта с бензиновым двигателем с годовым пробегом не менее 25 тыс км или 68 км ежедневно.

При принятии решения о переоборудовании ТС с дизельным двигателем на газомоторное топливо, необходимо учитывать среднегодовой пробег и планируемый срок эксплуатации ТС. Наиболее рентабельным перевод ТС с дизельным двигателем на газомоторное топливо будет при среднегодовом пробеге более 35 000 км или 96 км ежедневно.

2 Физические лица

Для физических лиц в пунктах переоборудования и технического осмотра ТС существуют предложения от банков-партнеров, а именно, программа «10‑10‑10». Данная программа предусматривает: 10 % – первоначального взноса, 10 месяцев – оплата по 10% от суммы и 10 % – переплата по кредитному договору.

По статистике, в среднем, по результатам опроса организаций, занимающихся переоборудованием ТС, в пункты переоборудования обращаются и переводят свой автотранспорт 10-15 человек ежемесячно. Что составляет 80-120 транспортных средств ежемесячно или 960-1440 ежегодно.

Ниже представлен расчет итоговой стоимости переоборудования ТС на ГМТ по программе банков–партнеров.

Таблица 5

Вид ТС

Стоимость установки и оформления документов с учетом представляемой субсидии, руб.

Первоначальный взнос (10 %), руб.

Размер платежа в месяц, в течение 10 месяцев, руб.

Размер переплаты по кредитному договору, руб.

Итоговая стоимость переоборудования по кредитному договору, руб.

Легковой

65 100

6 510

6 510

6 510

71 610

Грузовой (бензин)

90 050

9 005

9 005

9 005

99 055

Грузовой (дизель)

227 550

22 755

22 755

22 755

250 305

 

Сопоставив расходы владельца ТС на период действия энергосервисного договора (таблица 4) и  размер переплаты по кредитному договору (таблица 5), можно сделать вывод об экономической нецелесообразности применения механизма энергосервисного договора для физического лица.

Последнее обновление: 31 июля 2017, 11:51
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования