Общая информация

Компримированный природный газ (КПГ) - сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива вместо бензина, дизельного топлива и пропана. Он дешевле традиционного топлива, а вызываемый продуктами его сгорания парниковый эффект меньше по сравнению с обычными видами топлива, поэтому он безопаснее для окружающей среды. Компримированный природный газ производят путем сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка компримированного природного газа происходит в специальных накопителях газа под давлением 200-220 бар. Также используется добавление к компримированному природному газу биогаза, что позволяет снизить выбросы углерода в атмосферу.

Преимущества КПГ

  • Метан (основной компонент природного газа) легче воздуха и в случае аварийного разлива он быстро испаряется, в отличие от более тяжелого пропана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва.
  • Не токсичен в малых концентрациях;
  • Не вызывает коррозии металлов.
  • Компримированный природный газ дешевле, чем любое нефтяное топливо, в том числе и дизельное, но по калорийности их превосходит.
  • Низкая температура кипения гарантирует полное испарение природного газа при самых низких температурах окружающего воздуха.
  • Природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей коэффициент полезного действия. Отводимые дымовые газы не имеют примесей серы и не разрушают металл дымовой трубы.
  • Выбросы оксида углерода уменьшаются в 5-10 раз, углеводородов – в 3 раза, оксидов азота – в 1,5-2,5 раза.
  • Уровень шума работающего двигателя понижается в 2 раза. Увеличивается его срок службы.

Использование КПГ в мире

По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.

Сегодня на КПГ работают 14,7 млн. автомобилей, что составляет 1,5% от мирового парка (900 млн. ед.). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, увеличивается на 25-30%. Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже 20746 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Инфраструктура заправочных станций уже существует или быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95% муниципальных автобусов работают на КПГ. В Риме транспорт на альтернативном топливе, освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции «газомобили» освобождены от сборов на платных стоянках. На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ (Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen и другие).

Такое бурное развитие этого направления вполне объяснимо - в настоящее время из всех массово используемых моторных топлив и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое.

В нашей стране уже накоплен богатый опыт использования природного газа в качестве моторного топлива. ПАО «Газпром» прогнозирует рост потребления КПГ в качестве моторного топлива по итогам 2011 года порядка 10% - до 370 млн. куб. метров против 345 млн. куб. метров в 2010 году. На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует более 250 АГНКС, действующих в 60 регионах России, более 90% построено ПАО «Газпром». Парк газифицированного автотранспорта на сегодняшний день насчитывает 86 тыс. машин. Наибольшее по стране потребление КПГ отмечается в Ставропольском и Краснодарском краях, Свердловской, Челябинской и  Ростовской областях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.

Природный газ значительно дешевле бензина. Извлекаемый из недр, природный газ не подвергается последующей переработке. Это в конечном итоге гарантирует его более низкую стоимость по сравнению с продуктами переработки нефти. Мировые запасы природного газа существенно превышают запасы нефти. Природный газ не подвержен сезонным изменениям цен. Кроме этого, в соответствии с постановлением Правительства России цена на природный газ для автотранспорта не может превышать 50% от цены бензина марки А-80. В 2011 году средняя розничная цена КПГ в Российской Федерации для автотранспорта составила 8,5 руб./куб. м.

На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» эксплуатирует 691 единиц автотранспортной техники, использующих в качестве моторного топлива КПГ. В 2011 году экономический эффект от замещения жидкого моторного топлива составил 22,3 млн. рублей.

В результате трехстороннего сотрудничества с ОАО «КАМАЗ» и ОАО «НПО Гелиймаш» были созданы: седельный тягач и городской автобус, укомплектованные газовыми двигателями с криогенным баком для заправки СПГ. Первые результаты показали их значительное преимущество в сравнении с газобаллонными автомобилями, использующими КПГ. Так, более чем в два раза вырос пробег автомобилей без дозаправки.

В целях расширения использования КПГ в июле 2011 года, в рамках международной выставки «ИННОПРОМ - 2011» было подписано трехстороннее «Соглашение» между Правительством Свердловской области, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и ОАО «КАМАЗ» о развитии применения природного газа в качестве моторного топлива. В соглашении, в частности, предусматривается поставка в Свердловскую область автомобилей «КАМАЗ», использующих в качестве моторного топлива как КПГ, так и СПГ. ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» обеспечивает заправку КПГ и СПГ газобаллонного автотранспорта, осуществляет методологическую помощь сторонним пунктам переоборудования автотранспортных средств (АТС) и непосредственно выполняет перевод существующего парка АТС области на использование газомоторного топлива.

Тормоз для КПГ

Основные проблемы, препятствующие более масштабному переходу на КПГ, по мнению аналитиков рынка, это:

  • высокая стоимость переоборудования транспорта для работы на газе и зачастую – отсутствие для этих целей необходимых денежных средств у хозяйств, коммунальных служб и т.п.,
  • отсутствие серийного производства уже готовых газобаллонных автомобилей российскими автопроизводителями,
  • недостаточно развитая сеть АГНКС.

В странах Европы пункты заправки находятся на расстоянии максимум 30 км, а в России есть трассы, где на тысячи километров не насчитывается ни одной АГНКС. Кроме того, приходится решать и вопросы высокой степени износа (особенно по резерву двигателей) автопарка муниципальной собственности и госструктур, неподготовленность персонала к обслуживанию автомобилей, работающих на КПГ. В России ограничено число компаний, имеющих сертификаты и способных переоборудовать транспортные средства для работы на КПГ, своевременно освидетельствовать транспортное средство с газобаллонным оборудованием (ГБО). Эта проблема особенно актуальна для регионов.

Последнее обновление: 31 июля 2017, 10:11
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования