Пути сохранения лидирующих позиций Республики Татарстан в области энергосбережения в бюджетной сфере в условиях дефицита бюджетных средств

Шафигуллин Р.Г.

ГАУ «Центр энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан»,

г. Казань

Проведен анализ проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетной сфере Республики Татарстан в условиях дефицита бюджета и предложены меры по реализации энергосберегающих мероприятий за счет частных инвестиций путем заключения энергосервисных контрактов.

Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

 Опыт республики в вопросах энергосбережения общепризнан. По результатам Всероссийского конкурса 2015 г. система управления энергосбережением Республика Татарстан названа одной из лучших.

В то же время, в условиях дефицита бюджетов всех уровней, когда бюджетное финансирование энергосбережения на федеральном уровне практически прекращено, для продолжения работ, и тем более сохранения темпов повышения энергоэффективности в бюджетной сфере Республики Татарстан необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования энергосбережения.

Объем платежей государственных и муниципальных учреждений Республики Татарстан за электрическую и тепловую энергию, воду и природный газ оценивается в сумме до 3 млрд. рублей в год.

Технически и экономически доступный потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности государственных и муниципальных учреждений республики оценивается в пределах 20% или до 600 млн. рублей в год.

Государственной программой РТ по повышению эффективности бюджетных расходов на 2016 год запланировано финансирование энергосберегающих мероприятий в государственных и муниципальных учреждениях республики в объеме 86 млн. рублей. Но в условиях дефицита бюджета Законом «О бюджете РТ на 2016 год» средства на указанные цели не предусмотрены.

Порядком санкционирования расходов в 2016 году расходы учреждений на коммунальные услуги определены социально-значимыми первоочередными расходами.

То есть, в бюджете нет средств на финансирование энергосберегающих мероприятий, и учреждения ежегодно тратят значительно больше на оплату энергоресурсов, чем могли бы тратить, но всегда есть средства на оплату расточительного энергопотребления.

В то же время, платежи за расточительное энергопотребление являются доступным инвестиционным ресурсом для финансирования энергосбережения. Энергосберегающие проекты финансируются за счет внебюджетных средств, а возврат инвестиций осуществляется за счет экономии. Это классический механизм энергосервиса.

Во всем мире энергосервис является важнейшим инновационным инструментом внебюджетного финансирования энергосберегающих проектов. Более того, политика энергосбережения большинства ведущих стран мира сводится к поддержке энергосервисных компаний.

В соседних с Республикой Татарстан субъектах РФ также развернута работа по заключению энергосервисных договоров (контрактов). Так, на сегодня в Удмуртии заключено 57 энергосервисных договоров, в Ульяновской области свыше 130 договоров.

В  Республике Татарстан также начата работа по заключению энергосервисных договоров. На сегодня заключено 4 договора по модернизации уличного освещения и когенерации.

Центром энергосберегающих технологий РТ при КМ РТ накоплен опыт отбора и реализации экономически эффективных проектов по повышению энергетической эффективности. Сформирована система критериев и экспертизы проектов для их последующего рассмотрения частными инвесторами. Подготовлена конкурсная документация для заключения энергосервисных договоров в пилотных учреждениях Минздрава РТ, в Казанском федеральном университете и энергоуниверситете.

В целях решения одной из ключевых проблем энергосервиса - обучения и методологической поддержки «заказчика» Центром проведено обучение свыше 300 специалистов гос. учреждений по программе дополнительного профессионального образования, в том числе по теме «Энергосервисная деятельность».

Компетенции по подготовке и размещению конкурсной документации на реализацию энергосервисных договоров имеют прошедшие курсы повышения квалификации контрактные управляющие  учреждений.

Методическую и консультационную помощь учреждениям при подготовке энергосервисных договоров оказывают специалисты Центра и министерств республики.

Координация совместных действий министерств и ведомств республики в решении проблем реализации энергосервисных контрактов возложена на Координационный совет по реализации государственной политики и координации мероприятий в области энергосбережения.

Минфин РФ письмом № 02-03-06/5448 от 30.12.2010 сообщил о возможности использования учреждениями средств, сэкономленных в результате энергосбережения и рекомендовал финансовым органам субъектов РФ обеспечить принятие соответствующих нормативных правовых актов.

Руководствуясь закрепленным в БК РФ принципом эффективности использования бюджетных средств Минфин РТ с учетом региональных особенностей управления бюджетным процессом рассматривает меры, направленные на создание благоприятных условий для энергосервиса в гос. учреждениях.

Во исполнение поручения КМ РТ наш Центр подготовил проект постановления «О реализации энергосберегающих мероприятий путем заключения энергосервисных договоров гос. учреждениями Республики Татарстан».

Учитывая рекомендации Минфина РФ, проект предусматривает корректировку отдельных регламентов.

Так, в соответствии с Порядком расчета затрат на оплату исполнения энергосервисного договора, определенным письмом Минфина РФ от 18.08.2015 № 02-01-09/28324, в случае заключения учреждением такого договора дополнительно в состав затрат на коммунальные услуги включаются затраты на оплату исполнения энергосервисного договора, на величину которых снижаются затраты по видам энергетических ресурсов.

Для планирования и осуществления расходов на оплату энергосервисных договоров вносятся изменения в регламент работы по организации планирования и осуществления расходов гос. учреждениями РТ.

В ходе согласования проекта постановления министерства республики предложили внести в проект поручение обеспечить согласование размещения заказов на заключение учреждениями энергосервисных договоров в автоматизированной системе "Электронный магазин" при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждений.

Энергосервисный контракт затрагивает конкретные объекты и имеет локальные экономические, технические и социальные, политические последствия. Без активной, осознанной позиции заказчиков сегодня энергосервисные контракты в бюджетной сфере практически не реализуемы.

В то же время, при действующем затратном методе формирования нормативов потребления, у организаций бюджетной сферы отсутствует мотивация к экономии энергоресурсов. В целях стимулирования энергосервиса представляется целесообразно сохранять учреждениям базовый уровень объема финансирования потребления ТЭР на период, превышающий на 1 - 2 года срок реализации энергосервисных договоров.

Для усиления привлекательности заключения энергосервисных договоров с учреждениями Республики Татарстан целесообразно выделение бюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий не в виде прямых инвестиций бюджетополучателям, а в виде субсидий, выделяемых для софинансирования энергосервисных проектов, реализуемых за счет средств частных инвесторов.

По завершению создания региональной нормативно-правовой и методологической базы, подготовки адекватных, компетентных заказчиков, обеспечения доступности финансовых ресурсов возможно создание системы массовой подготовки и тиражирования энергосервисных проектов в государственных учреждениях республики.

Суть проекта в полной инвентаризации и подготовке проектов по энергосбережению.

В рамках проекта необходимо организовать сбор и агрегирование первичной исходной информации по типовым мероприятиям.

Схема массовой подготовки и тиражирования энергосервисных проектов в государственных учреждениях республики:

 Реализация проекта предусматривает 3 этапа:

  • I этап - сбор и укрупненный анализ исходных данных.
  • II этап - детальная проработка отобранных на первом этапе приоритетных направлений и объектов.
  • III этап - структурирование проектов, заключение энергосервисных договоров. Сопровождение реализации проектов и контроль за ходом их исполнения.

Создание благоприятных условий, экономическая привлекательность и постепенное повышение уровня компетентности заказчиков сделают энергосервис в республике массовым и привычным бизнесом.

Энергосервис позволит государственным (муниципальным) учреждениям республики реализовать энергосберегающие мероприятия без дополнительных бюджетных ассигнований.

Реализация энергосервисных договоров позволит Республике Татарстан сохранить лидирующие позиции в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в самых сложных макроэкономических условиях и кризисных ситуациях.

Последнее обновление: 25 апреля 2016, 16:11
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования