Энергосбережение в бюджетной сфере Республики Татарстан

Республика Татарстан стала одним из первых регионов Российской Федерации, взявших курс на повышение энергоэффективности.
За десять лет энергоемкость валового регионального продукта была снижена на 40%. При этом снижение энергоемкости происходило на фоне роста качества жизни населения.
Опыт реализации программы энергоресурсоэффективности в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы показал высокую бюджетную и коммерческую эффективность организационного сопровождения программ. Затраты на финансирование системы управления программы по отношению к ее экономическому эффекту составили менее 0,3%.
Правительством республики ежегодно утверждались пороговые значения индикаторов энергоэффективности для каждого муниципального образования, для каждой отрасли экономики и осуществляется постоянный мониторинг их выполнения.
В 2010 года в Республике принята долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и энергоэффективность в Республике Татарстан на 2011-2015 гг. и на перспективу до 2020 года», которая позволила дать качественно новый импульс в этой области.
Проект программы был разработан Центром энергосберегающих технологий РТ при Кабинете Министров РТ (далее - Центр) совместно с министерствами и ведомствами РТ на основании Федерального  закона «Об энергосбережении …» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Основной индикатор программы - снижение энергоемкости ВРП на 40%. При разработке программы были учтены требования Правительства РФ. Кроме того, в программе обобщен весь тот опыт и наработки, которые имеются у нас в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.  
На основе анализа эффективности производства и потребления, прогноза потребностей в ТЭР и имеющихся инвестиционных возможностей, определены целевые показатели, которые необходимо достичь в результате реализации программы.
Основным механизмом реализации Программы является разработка и реализация программ министерств, ведомств, муниципальных образований, предприятий и организаций республики.
Разработаны программы на 35 промышленных предприятиях республики, потребляющих более 80% первичных энергоресурсов, потребляемых в промышленности республики.
 Разработаны и утверждены 45 программ энергоэффективности муниципальных образований.
Разработан и утвержден целый ряд отраслевых программ энергосбережения (информатизации и связи, сельского, лесного и дорожного хозяйств, транспорта, строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства), программ энергоэффективности социальных отраслей (здравоохранения, социальной защиты, культуры, образования).
Важным механизмом повышения эффективности использования ТЭР в бюджетной сфере является проведение энергетических обследований. Ежегодно, уже начиная с 2002 года, постановлением Правительства республики утверждался перечень организаций, подлежащих обязательным энергетическим обследованиям (энергоаудит), а также выделялись средства для проведения энергетических обследований бюджетных организаций.
Результаты обследований позволили учреждениям республики доработать собственные программы энергосбережения, уточнить индикаторы и целевые показатели повышения энергоэффективности.
Перечень разработанных в результате энергетического обследования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, их стоимостная оценка и технико-экономическое обоснование переданы учреждениям для внедрения.
В настоящее время мероприятия, разработанные по результатам проведенных Центром обследований медицинских учреждений республики, реализованы за счет субсидии из федерального бюджета на общую сумму 88 млн. руб.
Среди лидеров по темпам снижения потребления ТЭР - г. Казань. Только в жилищной сфере города экономия энергоресурсов за пять лет составила 1,2 млрд. рублей. Среди министерств лидером энергосбережения стало Министерство здравоохранения.
 
Объем субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на реализацию республиканской программы энергосбережения в 2011 - 2012 г.г. составил почти 1 млрд. руб. Федеральные средства, в первую очередь, были направлены на повышение энергоэффективности бюджетных и социальных учреждений, в частности, на оснащение их приборами учета.
Поддержка на федеральном уровне – это признание значительных положительных результатов Татарстана в области энергосбережения и энергоэффективности, обеспечивших республике статус региона-лидера.
В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэнерго России № 101 от 12.03.2013 г., предоставление субсидий осуществляется исходя из оценки достижения установленных программами субъектов РФ значений показателей энергосбережения и показателей результативности предоставления субсидий, включая:
  • достижение значений ожидаемых результатов;
  • готовность субъекта к осуществлению мероприятий программы;
  • уровень софинансирования расходного обязательства субъекта на реализацию программы за счет средств внебюджетных источников.
Действительно, в условиях дефицита бюджетов всех уровней без сочетания бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов не возможно обеспечить необходимый объем финансирования программ энергосбережения в бюджетной сфере.
В свою очередь, государственная поддержка, участие бюджета в финансировании энергосберегающих проектов способствуют привлечению внебюджетных инвестиций.
В то же время, аудит эффективности расходования бюджетных средств на оплату ТЭР бюджетных учреждений, который мы начиная с 2010 года ежегодно проводим совместно со Счетной Палатой РТ показывает, что компетенция персонала не позволяет бюджетным учреждениям квалифицированно провести прединвестиционную подготовку, разработать привлекательные для инвесторов проекты в области энергосбережения.
Одним из основных инновационных механизмов внебюджетного финансирования энергосберегающих проектов в государственных и муниципальных учреждениях является энергосервис.
Федеральный закон № 261-ФЗ и соответствующие подзаконные акты в основном создали правовые основы института энергосервиса. Порядком оценки достижения установленных программами субъектов РФ значений показателей энергосбережения и результативности предоставления субсидий, предусмотрено ежеквартальное представление реестров и копий заключенных энергосервисных договоров.
В тоже время, на федеральном уровне не утвержден типовой энергосервисный контракт, не разработан порядок возмещения вложенных инвестором средств, а так же получения прибыли при реализации энергосервисного контракта в бюджетных организациях. В целях формирования нормативно-правовой базы для реализации требований Федерального закон «Об энергосбережении …» № 261-ФЗ необходимо ускорить разработку и утверждение этих документов.
В целях отработки нормативной базы, организационных и экономических механизмов энергосервиса в республике в 2013 г. планируется осуществить пилотный проект, реализация которого позволит подготовить предложения по внедрению норм инвестиционной деятельности, минимизации основных рисков, обеспечению возвратности инвестиций в энергосбережение.
Центр планирует проведение работ по теме: «Прединвестиционная подготовка энергосберегающих проектов для бюджетной сферы», в рамках которой будут разработаны предложения по созданию инфраструктуры энергосервиса, правовых и методических основ подготовки, сопровождения и реализации энергосервисных проектов в Республике Татарстан.
Центром подготовлена программа «Создание систем управления энергосбережением и повышением энергоэффективности предприятий и организаций Республики Татарстан на основе стандарта ISO 50001 «Энергетический менеджмент». Планируется разработка ор­ганизационно-правового и методического обеспе­чения внедрения системы энергетического менеджмента.
В целях образовательной поддержки энер­госбережения в бюджетной сфере республики Центром организована система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала бюджетных организаций. В настоящее время прошли обучение свыше тысячи ответственных за энер­госбережение бюджетных организаций республики.
Указанные разработки Центра позволят:
  • создать условия для внедрения в республике механизма реализации энергосберегающих проектов путем заключения энергосервисных контрактов;
  • подготовить методические рекомендации для тиражирования опыта энергосервисных отношений;
  • повысить результативность и эффективность использования средств вкладываемых в энергосбережение, тем самым обеспечить предоставление субсидий из федерального бюджета;
  • избавить учреждения от несвойственных им функций по разработке и реализации энергосберегающих проектов путем передачи этих функции специалистам энергосервисных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 13 июня 2013, 16:52
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования